Некоторые российские чиновники вынуждены продавать свою криптовалюту к апрелю 2021 года

Россия приняла свой закон о криптовалюте в январе, но этот закон не дает прямого ответа на некоторые вопросы, в том числе на то, как местные власти должны обращаться со своими криптовалютными активами. Есть как минимум две другие законодательные инициативы, требующие от российских государственных служащих объявить или даже полностью избавиться от своих активов в криптовалюте в 2021 году.

10 декабря 2020 года президент России Владимир Путин подписал указ, обязывающий некоторых государственных чиновников раскрыть свои крипто-холдинги до 30 июня. Указ был принят в рамках принятого в стране закона «О цифровых финансовых активах» (DFA). Согласно указу, российские должностные лица или лица, желающие занять государственные должности, должны раскрывать свои цифровые активы, а также активы своих супругов и детей. Законодательство относится к общей сфере деятельности официального учреждения, стремясь гарантировать, что правительство так же соблюдает местные правила финансового декларирования, как это уже делают обычные граждане.

Но есть еще одно постановление, которое запрещает некоторым российским чиновникам владеть какой-либо криптовалютой в соответствии с антикоррупционными мерами страны. 28 декабря 2020 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации опубликовало информационное письмо, в котором напомнило некоторым должностным лицам, что они обязаны ликвидировать свои цифровые финансовые активы и любые цифровые валюты до 1 апреля, независимо от страны их выпуска.

Данное ограничение, в частности, относится к физическим лицам, указанным в части 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ, запрещающей отдельным категориям лиц хранить свои средства за рубежом, а также использовать иностранные финансовые инструменты. Список включает в себя большое количество ключевых государственных должностей, в том числе руководящие должности и должности заместителей в государственных учреждениях, в совете директоров Центрального банка России, государственных корпорациях, принадлежащих Российской Федерации, главах районных администраций и некоторых других.

В письме министерство упомянуло, что другие категории государственных служащих не подпадают под эти ограничения, хотя им по-прежнему необходимо раскрывать свои цифровые активы в соответствии с указом, подписанным Путиным.

Хотя российские власти продолжают вводить новые правила, связанные с криптовалютой, для государственных служащих, не сразу понятно, как они будут контролировать соблюдение с технологической точки зрения. Артем Григорьев, руководитель исследовательской лаборатории Российской ассоциации криптовалюты и блокчейна сказал:

«До сих пор нет закона об обращении криптовалюты. Вероятно, у авторов этой инициативы есть свое видение реализации этих правил. Практика покажет».

Мария Станкевич, член Российского комитета по блокчейн-технологиям и криптоэкономике, также усомнилась в технологической и юридической целесообразности внедрения правил:

«Ограничения для определенных групп истеблишмента на владение цифровой валютой на самом деле являются логическим шагом в попытках остановить коррупцию. Это явный сигнал для всех чиновников о том, что у правительства появился еще один рычаг, чтобы показать свою силу, когда это необходимо. Однако главный вопрос в том, как они будут отслеживать это, поскольку такого закона или процесса нет».